С 1 марта 2009 года у пострадавших в ДТП появилась возможность обращаться за выплатой по ОСАГО к своему страховщику в рамках прямого урегулирования убытков.
Это удобно: вы знаете, где находится компания, вы ее выбирали для себя, поэтому более уверены в ее благонадежности, вы ей доверяете.
Однако в прямом урегулировании есть свои минусы.
Для начала напомним, что это право гарантировано не при всех страховых случаях. Им можно воспользоваться только при наличии одновременно трех условий:
- если в ДТП участвовало только два транспортных средства;
- если вред причинен только имуществу;
- если у обоих участников ДТП есть действующий полис ОСАГО.
В остальных случаях, будь то участие нескольких транспортных средств, у вас или причинителя вреда закончился полис ОСАГО, прямым урегулированием воспользоваться нельзя. Вам будет отказано в выплате. В этих случаях лучше обращаться сразу к страховщику виновника ДТП.
Кроме того, вам могут отказать в прямом урегулировании и по другим основаниям, предусмотренным соглашением между страховщиками. Эти случаи рассмотрим ниже.
Сложности прямого урегулирования убытков
Если соблюдены все три перечисленных выше условия, и вы, как пострадавшая сторона, обращаетесь к своему страховщику ОСАГО, то можете столкнуться с некоторыми сложностями в прямом урегулировании.
Для того чтобы возместить вам ущерб, ваша страховая компания должна направить запрос страховщику виновника. И только после одобрения выплаты, вам может быть выплачено страховое возмещение.
Часто происходит следующее: страховая компания виновника не дает добро на выплату, и вы получаете отказ. В этом случае вам придется обращаться к страховщику причинителя вреда, а время на прямое урегулирование вами уже потрачено.
Почему могут отказать в прямом возмещении убытков?
Есть причины отказов, про которые вы можете не знать, обращаясь к своему страховщику.
Например, если у страховщика виновника отозвана лицензия, или он не является участником соглашения о прямом возмещении убытков, или вы обращаетесь к своему страховщику, а он выполняет всего лишь функцию представителя.
Это вы узнаете только из отказа.
Причины отказов, в которых вы можете винить только себя.
Например, полис ОСАГО не действовал на момент ДТП у вас или у виновника (вы не посмотрели сроки), либо ДТП оформлялось без ГАИ (Европротокол), но при этом извещение о ДТП заполнено только одним участником, или есть разногласия о характере повреждений, обстоятельствах. К таким отказам относится и подача вами заявления о выплате еще и страховщику виновника. А также ремонт или утилизация транспортного средства до осмотра, непредставление автомобиля для осмотра в согласованные сроки.
И, конечно, нельзя не упомянуть общие причины отказов, как в прямом возмещении ущерба, так и при обращении к страховщику причинтеля ущерба. Они связаны с виновностью участников ДТП: обоюдная вина, виновник ДТП не определен, оспаривание решения о виновности.
Во всех вышеперечисленных случаях вас ожидает отказ в прямом урегулировании убытков.
Поэтому, чтобы избежать сложностей и отказов, заранее узнайте о состоянии лицензии страховщика виновника ДТП, позаботьтесь о продлении периода использования в полисе ОСАГО, заполняйте все необходимые документы при европротоколе, при сомнениях в размере ущерба и спорах о повреждениях вызывайте ГАИ, предоставляйте транспортное средство на осмотр. В случаях же обоюдной вины, неопределенности виновника обращайтесь в суд для установления того, кто виноват. А уже с решением суда можно обращаться к страховщику за выплатой.