Упростить оформление мелких ДТП и получение страховки обещали давно, однако сроки все время переносили. И вот с 1 марта 2009-го введена так называемая система европейского протокола по ОСАГО. Как теперь действовать участникам мелких ДТП?
В Правилах дорожного движения появился пункт 2.6.1, в котором говорится об упрощенной процедуре оформления ДТП. Чтобы не вызывать сотрудников ГАИ ГИБДД и не томиться долгие часы в ожидании их появления, участникам аварии достаточно заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, который выдается при заключении договора ОСАГО.
Но при этом надо помнить, что далеко не всякое происшествие разрешено оформлять в упрощенном порядке.
Обойтись без помощи инспектора ДПС и самостоятельно зафиксировать аварию можно, но лишь при соблюдении следующих условий:
- в ДТП получили повреждения не более двух автомобилей;
- у каждого из водителей есть действующий полис ОСАГО;
- в результате столкновения пострадали только автомобили или иное имущество (если есть пострадавшие, вызвать сотрудников ГИБДД необходимо);
- участники происшествия не имеют разногласий по поводу обстоятельств ДТП, его виновника, повреждений автомобилей и перечня поврежденных деталей, а сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
Схема действий водителей при оформлении дтп без вызова гаи
Сам себе эксперт
Первые три пункта вполне понятны, лишь четвертый таит подводные камни. Действовать по европейскому протоколу имеет смысл только при твердой уверенности, что ремонт обойдется не дороже 25 тысяч рублей. Определить это на глаз весьма затруднительно. На практике оценкой ущерба занимаются специалисты с соответствующей подготовкой (и, как правило, высшим техническим образованием). Большинство водителей необходимыми знаниями не обладают, и поэтому будут проводить оценку на свой страх и риск.
Стоимость ремонта кузова еще можно прикинуть (мало, кто из автолюбителей не знает, в какую сумму обходится, например, замена крыла с покраской), но как быть со скрытыми дефектами? Ведь если водитель неверно определит сумму ущерба и стоимость ремонта превысит 25 тысяч рублей, то по страховке выплатят лишь эту сумму.
Остальное предлагается требовать с виновника аварии через суд. Поэтому, если вы сомневаетесь, надежнее все-таки вызвать сотрудников ГИБДД. Если же уверены, что для оплаты ремонта потребуется не больше 25 тысяч, и остальные условия соблюдены, то вместе со вторым участником аварии заполняете бланк извещения, подписываете его и направляете в свою (это важное новшество!) страховую компанию для получения компенсации. Ни справок, ни других бумаг из ГИБДД не нужно.
Сложности европротокола
Есть одна неприятная деталь: страховая компания может поставить под сомнение зафиксированные участниками ДТП повреждения. Кто, мол, подтвердит, что они получены в данной аварии? Страховщик вправе назначить независимую экспертизу. Если машины к тому моменту будут уже отремонтированы либо схема ДТП и объяснения водителей не позволят эксперту сделать однозначный вывод, страховая компания снизит сумму компенсации, а то и вовсе откажет в выплате.