На сегодняшний день гражданское законодательство таково, что страховые компании могут отказывать в выплате, задерживать ее и занижать размер, не имея при этом практически никаких последствий. В связи с таким положением дел Минэкономразвития подготовило проект закона, который может сильно изменить ситуацию не в пользу страховщиков.
Сегодня Закон «О защите прав потребителей» не распространяется на имущественное страхование, так как еще в 2008 году Верховный суд постановил, что целью страхования является возмещение убытков, возникших в результате страхового случая, за счет страховщика, что никак не попадает под действие указанного закона.
В результате этого клиенты страховых компаний почти не защищены. Эффективных рычагов воздействия на страховщиков почти нет. Все, что можно сделать — это обратиться в суд или в страхнадзор.
Однако страховой надзор обычно принимает меры в виде приостановки или отзыва лицензии, когда количество жалоб превышает разумные пределы, а предписания не исполняются.
Судебная защита прав страхователей, в свою очередь, отнимает много времени (около полугода), и при этом страховые компании особых проблем не имеют. Максимум, что они теряют — неустойку, которая по незнанию взыскивается не всеми клиентами. Да и размер ее невелик по сравнению с доходами от пользования чужими деньгами, которые удерживались в связи с отказом или недоплатой.
Исправляя такое положение, Минэкономразвития своим проектом вводит ряд новшеств.
Самое важное это то, что разработанный законопроект вводит понятие финансовой услуги в Закон «О защите прав потребителей». В частности, это услуги по страхованию. Благодаря нововведению отношения между страховщиком и клиентом будут регулироваться данным законом.
Если проект будет одобрен, то клиенты страховых компаний, права которых нарушены, получат ряд преимуществ:
- Во-первых, появится возможность обращаться в суд по своему выбору: или по месту своего жительства, или по месту заключения договора, или по месту регистрации юридического лица. В настоящее время такого выбора нет. И если страховщик находится в Москве, а обиженный (страхователь или потерпевший по ОСАГО) живет в Твери, где нет представителя страховщика, в спорной ситуации в суд приходится обращаться в Москву. По новым же правилам ему можно будет подать иск и в Твери.
- Во-вторых, госпошлину истец платить не будет, как сейчас не платит покупатель некачественного товара при обращении в суд.
- В-третьих, у клиента страховой компании будет право требовать компенсации морального вреда, что на сегодняшний день невозможно.
Страховщик же в случае проигрыша еще и штраф заплатит в размере 50 % от взысканной суммы.
Стоит отметить еще и то, что согласно законопроекту клиентам страховщиков должна предоставляться информация о страховых услугах только в документированном виде. То, что потребитель ознакомлен, должно подтверждаться его подписью.
Проект содержит еще одно существенное положение: страхователь может предъявить иск в суд о признании ничтожным какого-либо условия договора страхования, ущемляющего его права, в течение трех лет, начиная с даты заключения договора. Новые сроки дадут возможность потребителям страховых услуг исключать из правил страхования различные условия, ущемляющие их права.
Давно пора навести порядок со страховыми компаниями, нас просто откровенно грабят так называемые "страховщики". Особенно по накопительному страхованию жизни — полнейший развод на деньги! " Росгосстрах"- худшей компании не видела! Выплат по страховым не получите и деньги не вернут!