В п.2.6 ПДД сказано, что «Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия. ».
Как именно составлять схему ДТП – в ПДД не сказано
Обычно, когда участники ДТП прибывают в ГАИ, инспектор с недоумением изучает их «произведение», после чего начинаются многочисленные уточнения. Бывает и так, что водитель, который признавал свою вину на месте ДТП, при разборе ДТП у начальника ГАИ начинает утверждать, что виновен второй водитель. Но по «схеме», составленной ими на месте ДТП, принять решение уже практически невозможно.
Можно понять и выездных инспекторов ГАИ, которые, составив схему ДТП за десять минут, затем полчаса объясняют дотошному участнику ДТП почему размеры проводятся под прямым углом к краю проезжей части, а место столкновения обозначено крестиком. Мы не будем описывать принципы составления схемы, которые применяются в особо сложных случаях. Обычным водителям достаточно будет знать несколько общих принципов составления схемы ДТП, чтобы дежурный инспектор не тратил время на объяснение значения какого-либо замера.
При наличии рулетки в «бардачке» автомобиля, автовладельцы смогут самостоятельно составить схему ДТП, не вызывающую снисходительных улыбок в дежурной части ГИБДД.
1). Составление схемы начинается с отображения на чистом листе бумаги элементов дороги
Самым легким заданием является отображение прямого участка улицы или дороги вне перекрестка. Необходимо постараться сохранить масштабные пропорции проезжей части и тротуара или обочины.
Например, если ширина проезжей части составляет 8 метров, а тротуара 2 метра, на схеме можно применить масштаб 1м:1см. То есть, ширина проезжей части на схеме будет 8 см, тротуара – 2 см. Отобразив на схеме элементы дороги (проезжую часть, тротуары, обочины, трамвайные пути, разделительные полосы), необходимо указать название улицы или дороги, которая отображена на схеме (на перекрестках необходимо указать все улицы). При этом, вне населенного пункта, указывается на каком километре дороги произошло ДТП. Чтобы не было путаницы, вне населенного пункта указываются населенные пункты, между которыми расположено место ДТП (рис.1 а), а в населенном пункте – названия близлежащих улиц (рис.1 б).
2). Самое основное при составлении схемы – привязка к стационарным объектам
В населенных пунктах легче всего привязать замеры к стене дома или осветительной опоре, указав при этом их номер (рис.2 а). В сельской местности лучше всего привязать элементы схемы к километровому указателю, столбу линии электропередачи или связи (обычно они тоже имеют номера), в крайнем случае – к отдельно стоящему дереву (рис.2 б). Никогда не стоит выбирать в качестве стационарного объекта дорожные знаки – на следующий день его может не быть на месте, а точного, до метра места дислокации знаки не имеют (в отличие от километровых указателей). Подойдут в этом случае граница моста, железобетонный тоннель под дорожным покрытием. Как уже рассказывалось, от точности привязки к стационарному объекту может зависеть исход расследования по делу.
Читайте продолжение статьи — дальнейший порядок по самостоятельному составлению схемы ДТП.